Эндокринология – это отдельный раздел медицины, который касается системы регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов. Эндокринная система состоит из щитовидной железы, а также гипофиза, надпочечников, поджелудочной, околощитовидной желез. Заболевания эндокринной системы могут протекать бессимптомно, и в этом их основная опасность. При запущенных проблемах по эндокринологии лечение может быть очень сложным, длительным с пожизненным поддержанием оптимального баланса гормонов. Именно поэтому важно регулярно проходить обследование у эндокринолога, даже если вас не беспокоят яркие симптомы отклонений.

Основные направления эндокринологии

Современная медицина выделяет несколько направлений в области лечения эндокринных заболеваний:

• Диабетология – область, касающаяся нарушений обмена глюкозы в организме, помогает людям с сахарным диабетом;
  • Детская эндокринология – все, что касается гормональной сферы у детей и подростков;
  • Тиреоидология – касается заболеваний щитовидной железы;
  • Репродуктивная эндокринология – раздел, касающийся деторождения, здесь эндокринологи часто работают в тандеме с гинекологами/урологами;
  • Диетология – область касается коррекции веса посредством работы с гормонами и эндокринной системой в целом.

Когда необходимо обращаться к эндокринологу?

Основные тревожные симптомы по части эндокринологии таковы:

• дискомфорт при глотании и ощущение «комка в горле»;
  • выпадение волос;
  • излишняя масса тела или дефицит веса, резкое похудение;
  • сухость кожи;
  • повышенное артериальное давление;
  • повышенный рост волос;
  • головные боли и головокружения;
  • ощущение тяжести в голове;
  • ломота в суставах;
  • повышенная потливость;
  • учащенный пульс;
  • снижение либидо;
  • нарушения менструального цикла у женщин;
  • ощущение наличия «песка» в глазах и слезотечение;
  • замедленное половое созревание у подростков.

Есть также категории пациентов с заболеваниями эндокринной системы, которым рекомендованы регулярные визиты к эндокринологу (минимум 1 раз в полгода):

• людям с избыточным весом;
  • пациентам с отягощенной генетикой (если в роду были больные сахарным диабетом или родственники, страдающие опухолью щитовидной железы);
  • женщинам в период менопаузы;
  • людям, увлекающимся спортом, а также принимающим средства анаболической группы;
  • женщинам, которые планируют беременность;
  • пациентам с перепадами артериального давления;
  • женщинам после абортов;
  • пациенткам, принимающим длительное время контрацептивы.

Есть несколько групп эндокринных заболеваний, диагностикой и лечением которых занимаются эндокринологи:

• Заболевания щитовидной железы: йододефицит, сахарный диабет, эндемический зоб, доброкачественные и злокачественные опухоли, метаболический синдром;
  • Патологии репродуктивной области: бесплодие, поликистоз яичников, гинекомастия, аменорея и др.;
  • Заболевания надпочечников: дефицит коры надпочечников, альдостеромы и др.;
  • Нейроэндокринные нарушения: остеопороз, нарушения обмена веществ, выпадение волос, йододефицит, дефицит витамина Д, аденома гипофиза, гипотиреоз и др.;

Клинический случай: человек ощущает частые перепады настроения, подвержен стрессам, чувствует упадок сил, плохо встает по утрам, отсутствует активность. При обращении к эндокринологу, коррекции образу жизни, восполнении дефицитов все эти эндокринные проблемы ушли за две недели. Таким образом, при своевременном визите к врачу, комплексной диагностике и поиске причин человек забыл о проблемах со здоровьем, не пребывает в неведении и не придумывает диагнозов.

Диагностика эндокринных заболеваний – основные методы

Для точной диагностики эндокринных заболеваний и подбора методик терапии необходимо выполнить:

• инструментальное обследование у эндокринолога;
  • МРТ;
  • компьютерную томографию;
  • УЗИ щитовидной железы;
  • биоимпедансный анализ;
  • общий, развернутый анализы крови;
  • анализ крови на гормоны;
  • рентгенография костей;
  • денситометрию;
  • пункционную биопсию;
  • анализ крови на онкомаркеры при подозрении на опухоли.

Это важно! Проблемы эндокринной системы могут беспокоить не только людей в возрасте 30+, но и детей и подростков. Эксперты рекомендуют практиковать регулярные обследования в данном направлении – хотя бы один раз в год.

Как проходит прием эндокринолога в клинике?

• Специалист выслушивает жалобы, собирает анамнез, изучает историю заболеваний, результаты обследований, которые уже были выполнены;
  • Врач выполняет пальпацию области шеи, лимфатических узлов, а также измеряет вес тела, рост, оценивает состояние половых органов;
  • При необходимости дополнительной диагностики врач направляет на процедуры, после чего ставит диагноз и расписывает алгоритм лечения. Назначает следующий визит для контроля состояния, оценки первичных результатов лечения.

Какое лечение назначается при проблемах по эндокринологии?

Наиболее распространенные методы:

• гормональная терапия;
  • прием витаминов и минералов;
  • хирургическая операция – удаление части или всей «щитовидки»;
  • диетотерапия;
  • физические нагрузки.

После лечения эндокринных заболеваний рекомендована диагностика и постоянный контроль текущих показателей эндокринной системы: гормонов, уровня глюкозы в крови, состояния узловых новообразований, веса и др. С проблемами эндокринной системы не шутят! Если у вас или ваших родственников есть жалобы, вы давно не посещали врача данного профиля или ни разу не были у него, рекомендуем записаться на прием. Полный чекап эндокринной системы – это гарантия здорового гормонального фона, отличного самочувствия и долголетия!

Карманова Светлана Александровна
ЭНДОКРИНОЛОГ