Гастроэнтерология – это глобальный раздел медицины, который касается диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, включая прямую и толстую кишку, пищевод и т.д. Гастроэнтеролог – это врач, к которому обращаются при проблемах пищеварения, болях в области желудка, запорах, расстройствах и др.

По частоте возникновения патологий пищеварительного тракта занимают одну из лидирующих позиций. Это связано с образом жизни пациентов, которые пренебрегают принципами правильного питания, ограничивают физическую активность, сидя в офисе, передвигаясь в авто. Особенно часто проблемы по части пищеварительного тракта возникают у женщин, которые садятся на очень жесткие диеты, тем самым подрывая работу желудка и кишечника.

Направления гастроэнтерологии

В зависимости от заболеваний, которые требуют лечения, выделяют несколько направлений в гастроэнтерологии:

• Проктология – занимается изучение заболеваний прямой кишки;
  • Гепатология – область, которая касается заболеваний печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей;
  • Инфекционное направление – касается заболеваний, связанных с кишечными инфекциями, вирусными гепатитами и др.;
  • Колопроктология – объединяет в себе патологии кишечника.

Как правило, патологии желудочно-кишечного тракта имеют вялотекущий характер – при отсутствии оптимального лечения из хронической стадии переходят в острую, могут «затихать» на какое-то время, после чего резко провоцируют сложные состояния. Симптоматика при этом особенно острая и требует экстренной помощи. Также нередко проблемы ЖКТ провоцируют онкологические процессы.

С какими симптомами необходимо обращаться к гастроэнтерологу?

В зависимости от заболеваний конкретного органа, выделяют такие распространенные симптомы патологий:

• боли в области живота;
  • нарушения стула;
  • сильные болевые ощущения в области эпигастрия, в подложечковой области;
  • частая и неприятная отрыжка;
  • вздутие живота;
  • ощущения брожения;
  • изжога, особенно после употребления в пищу определенных продуктов;
  • тошнота;
  • рвота;
  • снижение аппетита;
  • особая реакция желудка на определенную группу продуктов;
  • обильные высыпания на коже лица и тела;
  • ощущение горечи во рту;
  • металлический привкус в полости рта и др.

Любой дискомфорт пищеварительной системы – это тревожный сигнал и причина обратиться к врачу гастроэнтерологу как можно быстрее.

Что будет, если не идти на прием к гастроэнтерологу?

Если пренебречь приемом у врача и профессиональным исследованием органов пищеварительного тракта, пища будет постоянно усваиваться неправильно. Это повлечет за собой множество других проблем. Например, недостаточно или неправильно переработанные питательные вещества превращаются в токсины, которые в больших объемах откладываются в организме и оказывают негативное влияние на органы и системы. Таким образом, организм с каждым днем «отравляется» – это сказывается на общем самочувствии, внешности, снижается иммунитет, отсутствует энергия и былая активность, развиваются глобальные патологии. Если эти проблемы возникают у ребенка или подростка, они обязательно скажутся на динамике развития юного организма.

Основные заболевания в гастроэнтерологии

Список самых распространенных заболеваний желудка, кишечника, прямой и толстой кишки, печени и желчного пузыря:

• гастродуоденит – воспаления двенадцатиперстной кишки;
  • болезнь Крона – воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта с образованием гранулем;
  • гастрит – воспалительный процесс, поражающий слизистую оболочку желудка;
  • холецистит – воспалительный процесс, распространяющийся на желчный пузырь;
  • панкреатит – воспаление поджелудочной железы;
  • колит – болезнь, провоцирующая воспаление толстой кишки;
  • язвенная болезнь желудка;
  • синдром раздражённого кишечника – патология нижнего отдела пищеварительного тракта;
  • цирроз печени – формирование фиброзной ткани на месте нормальной паренхимы;
  • гепатит – воспалительный процесс, который распространяется на печень;
  • геморрой – заболевание, вызванное патологическим увеличением внутренних вен;
  • эзофагит – болезнь, при которой воспаляется пищевод и др.

Все эти заболевания – не приговор. К счастью, при комплексной диагностике и пошаговом грамотном лечении любую из этих болезней можно вывести в стадию ремиссии, а с помощью специальной диеты предотвратить рецидивы.

Диагностические исследования в гастроэнтерологии

Чтобы установить точный диагноз, врач гастроэнтеролог назначает следующие виды исследований:

• УЗИ органов брюшной полости, а именно, ультразвуковая диагностика печени, желчного пузыря, желудка, поджелудочной железы и др.;
  • МРТ и КТ определённых областей – компьютерный анализ состояния желудка, печени, желчного пузыря, кишечника, поджелудочной железы и т.п.;
  • Компьютерная томография органов брюшной полости – для получения более информативной картинки состояния пищеварительного тракта;
  • Анализ крови (общий, биохимический, в том числе «печеночные пробы» и др.) – с целью выявить возможные патологии в работе печени, поджелудочной железы, определить наличие гепатита и т.п.;
  • Общий анализ мочи – поможет выявить возможный воспалительный процесс в организме, который стал причиной тревожных симптомов по гастроэнтерологии;
  • Внутрижелудочная PH-метрия – анализ позволяет определить наличие возбудителя язвы (хеликобактер пилори). Для этого в рот вставляется специальная трубочка, с помощью которой выполняется тест.
  • Рентгенография с введением контрастного вещества – для этого пациенту дают предварительно выпить контрастный раствор или же вводят его внутривенно;
  • Копрограмма – лабораторное исследование кала;
  • Тест на переносимость глюкозы и лактозы;
  • Бактериологический анализ кала или бакпосев.
gastroenterologia

Обратите внимание! Обычная рентгенография без введения контрастного вещества сегодня пользуется меньшей популярностью, так как по сравнению с другими современными методиками диагностики она менее информативна. На обзорных рентген снимках можно увидеть только признаки острых патологий (разрывы кишки, непроходимость и др.). Визуализировать начальные стадии болезней, к сожалению, рентген не в состоянии.

Отдельно выделим эндоскопические виды исследования желудка и других органов:

• Гастроскопия или эзофагогастродуоденоскопия, ЭГДС – эндоскопическое исследование желудка, стенок пищевода, анализ состояния двенадцатиперстной кишки с помощью гастроскопа, который вводится через рот и пищевод;
  • Ректороманоскопия или ректоскопия – эндоскопическое исследование области прямой кишки. Также с помощью такого анализа можно провести точную диагностику сигмовидной кишки, которая локализована сразу же после прямой кишки;
  • Колоноскопия – эндоскопический вид исследования области толстого кишечника. Для анализа в прямую кишку вводится тонкая трубка (колоноскоп), с помощью которого можно оценить состояние слизистой оболочки кишки, взять материал для биопсии. Также колоноскопия позволяет даже выполнить небольшую эндоскопическую операцию – к примеру, удалить полипы;
  • Эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография или ЭРХПГ – это нечто среднее между рентгеном с введением контраста и эндоскопией. Гастроэнтеролог с помощью эндоскопа вводит контрастное вещество в протоки поджелудочной железы и желчного пузыря, после чего делаются снимки.

Как проходит прием у гастроэнтеролога?

Первичный визит к врачу выглядит так:

• Сбор анамнеза: гастроэнтеролог выслушивает жалобы, изучает историю болезни, результаты уже имеющихся на руках анализов, исследований;
  • Проводится визуальный осмотр с пальпацией брюшной области, осматривается полость рта. Выполняется перкуссия – постукивание в определенных зонах для выявления болей или дискомфорта;
  • Выполняется инструментальная диагностика – человек располагается на кресле, доктор пальпирует задний проход с одновременным прощупыванием зоны живота. Производится аускультация – прослушивание звуков в области желудка, что актуально при заболеваниях 12-перстной кишки, толстого кишечника и др.;
  • С целью установления точного диагноза пациент направляется на узкое исследование (УЗИ, КТ, рентген с введением контрастного вещества). При наличии оборудования в кабинете некоторые манипуляции можно сделать на месте;
  • После установленного и подтвержденного диагноза назначается комплексное лечение выявленного заболевания.

Лечение в гастроэнтерологии – основные виды

Современные стратегии в лечении заболеваний в области гастроэнтерологии позволяют эффективно пролечить даже самые сложные заболевания, вывести состояние в ремиссию и в течение всего периода жизни его поддерживать.

Основные виды гастроэнтерологического лечения:

• Медикаментозное этиотропное лечение – предполагает прием антивирусных, противогрибковых препаратов. В сложных случаях принимаются антибиотики. Все эти группы лекарств нацелены на ликвидацию возбудителей заболеваний и борьбу с воспалительным процессом;
  • Медикаментозное патогенетическое лечение – подразумевает прием сорбентов, ферментов, холеретиков, антисекреторных препаратов с целью востановить здоровую работу органов;
  • Симптоматическая терапия – прием стероидов, антидиарейных средств, успокоительных препаратов. Нацелена на ликвидацию симптомов и восстановление сил организма после «стресса», спровоцированного болезнью;
  • Прием вспомогательных препаратов и фитосредств – для восстановления флоры кишечника, укрепления иммунитета;
  • Диетотерапия – основа лечения практически любого заболевания в области гастроэнтерологии. Если не соблюдать диету, любое лечение, даже самое дорогостоящее, будет малоэффективным;
  • Физиотерапевтические методики – процедуры, включающие электрофорез, электроимпульсные процедуры и др. Нацелены на нормализацию работы органов пищеварительной системы;
  • Санаторно-курортное лечение – поможет организму восстановиться после перенесенных заболеваний и лечения;
  • Коррекция образа жизни – отказ от вредных привычек, нормализация режима сна и бодрствования, оптимальные физические нагрузки, борьба со стрессами и перенапряжением.

Если у вас или ваших родственников встречаются тревожные симптомы болезней желудочно-кишечного тракта, не откладывайте визит к гастроэнтерологу. Даже в самых запущенных случаях врач поможет, рекомендует доступное лечение и профилактику.