Ультразвуковое исследование – один из самых информативных методов диагностики. Он используется для обследования разных органов. Так как воздействие ультразвуком полностью безопасно, использовать УЗИ можно в любом возрасте.

Преимущества УЗИ

• Универсальность. Этот метод исследования можно использовать в диагностике разных заболеваний. Он практически не имеет ограничений.
  • Безопасность. В основе УЗИ – воздействие ультразвуковых волн. Метод неинвазивный, на пациента не оказывается лучевая нагрузка, не возникает побочных эффектов.
  • Быстрые результаты. Заключение можно получить уже в день обследования. Врач трактует результаты сразу после процедуры.

Виды УЗИ

• 2D. Традиционный метод обследования. Дает информацию для базовой диагностики. Преимущество этого вида – возможность раннего обнаружения патологий, так как снимок отличается высокой детальностью.
  • 3D. На монитор выводится не двухмерный снимок, а трехмерное изображение. Этот метод часто применяют в ведении беременных, так как он позволяет оценить состояние плода, выявить патологии беременности на ранних этапах.
  • 4D. Орган на мониторе отображается в режиме реального времени. Этот вид также нашел свое применение в акушерстве и гинекологии. Кроме этого, он дает хороший диагностический материал в кардиологии, онкологии.

Все результаты можно записать на цифровые носители. Это позволяет врачу обращаться к снимкам в любое время.

Современные аппараты позволяют обследовать большинство тканей и органов человеческого организма:

• Органы брюшной полости.
  • Органы малого таза.
  • Сердце.
  • Молочные железы.
  • Органы выделительной системы.
  • Железы внутренней секреции.
  • Кости, суставы, сухожилия, хрящи.
  • Мягкие ткани и т.д.

Это исследование позволяет выявлять патологии на ранних стадиях их развития. Благодаря этому можно поставить диагноз до того, как появятся симптомы заболевания.

С помощью ультразвука можно исследовать состояние сердечно-сосудистой системы. В нашей клинике можно пройти:

• УЗДС. Дуплексное сканирование позволяет выявлять патологии сосудов ног, внутренних органов, головы, шеи. Показаниями к УЗДС являются жалобы на головные боли, тяжесть и отеки ног, вздутие вен на конечностях, холод в ногах и руках и т.д. Эти симптомы могут свидетельствовать о нарушении кровоснабжения.
  • УЗИ с ЦДК. Это исследование с цветным допплеровским картированием. УЗИ с допплерографией позволяет увидеть жидкости организма. Метод используют во время ведения беременности. Он позволяет успешно диагностировать доброкачественные и злокачественные новообразования на ранних стадиях, заболевания органов малого таза.
  • ТКДС. Транскраниальное дуплексное исследование применяют для оценки состояния артерий и вен головы. Назначают при мигренях, атеросклерозе, после инсульта.
узи

Показания

Ультразвуковое исследование используют в разных отраслях медицины. Его назначают для обследования:
  • Органов, расположенных поверхностно.
  • Внутренних полых органов.
  • Внутренних паренхиматозных органов.
  • Сосудов.
Так как костная ткань и газы являются препятствием для ультразвуковых волн, не делают с помощью УЗИ обследование легких, черепа. Нейросонография может быть проведена только грудному ребенку. В этом случае волны проникают через еще не закрытый родничок. УЗИ назначают в следующих случаях:
  • Молочных желез. При подозрении на новообразования. До 35-летнего возраста УЗИ рекомендуется проходить регулярно. Женщинам старше 35 лет показана маммография.
  • Щитовидной железы. Лучше проверять состояние щитовидной железы регулярно. Показаниями к обследованию являются жалобы на апатию, раздражительность, кашель, учащенное сердцебиение.
  • Почек. Обязательно нужно пациентам с гипертонией, так как повышенное АД влияет на состояние почек. Назначают при подозрении на патологии выделительной системы, новообразования, камни.
  • Сердца (эхокардиограмма). Делают, если в анамнезе есть сердечно-сосудистые заболевания. С диагностическими целями – при жалобах на боли в груди, одышку, головокружения.
  • Желудка. При подозрении на гастрит, язву, рак.
  • Мочевого пузыря. Обычно это исследование выполняют одновременно с УЗИ почек. Назначают при появлении проблем с мочеиспусканием, подозрении на камни. Также может использоваться для уточнения диагноза при плохих анализах мочи.
  • Поджелудочной железы. На мониторе видно только головку и тело железы, поэтому чаще всего исследование назначают для уточнения диагноза.
  • Печени и желчного пузыря. Для диагностики гепатита, цирроза, камней в желчном и его протоках. Позволяет на ранних этапах выявлять новообразования.

Противопоказания

Ультразвуковое исследование полностью безопасно, поэтому как таковых противопоказаний оно не имеет. Редко встречаются частные случаи, при которых сделать УЗИ невозможно. Например, сильное поражение кожи в области исследования. Не рекомендуется проводить сразу после хирургического вмешательства.

Как проходит УЗИ

Некоторые виды исследования требуют специальной подготовки. Такие рекомендации вам даст врач. Рекомендации нужно тщательно соблюдать, иначе гарантировать точность обследования невозможно. Примером таких специальных условий могут быть:
  • УЗИ органов брюшной полости нужно делать натощак, а за несколько дней нужно исключить из рациона продукты, способные вызвать газообразование. Это связано с тем, что газ является препятствием для прохождения ультразвука.
  • УЗИ женской репродуктивной системы лучше выполнять в определенные дни менструального цикла при наполненном мочевом пузыре. Это обеспечивает более высокую точность результатов. Обследование трансвагинальным датчиком, наоборот, проводят с пустым мочевым пузырем.
  • УЗИ органов малого таза делают с наполненным мочевым пузырем.
Остальные виды специальной подготовки не требуют. Иногда врачу ультразвуковой диагностики могут потребоваться дополнительные медицинские документы. Например, на ЭхоКГ нужно принести результаты электрокардиограммы. Об этом вам также заранее расскажет лечащий врач. Сама процедура проходит практически одинаково. При трансабдоминальном методе исследование проводят через кожу. Пациент лежит на кушетке. На обследуемую область наносят специальный гель. Он обеспечивает лучшее прилегание датчика к коже. Дальше специалист наводит датчик на обследуемый орган, при необходимости перемещает его по коже. Изображение выводится на монитор компьютера. Вся процедура занимает 15-20 минут. В некоторых случаях может потребоваться большее время. Для трансвагинального УЗИ используют специальных трандюсер диаметром около 3 см. Его вводят во влагалище пациентки. Для гигиены на датчик надевают презерватив. В остальном процесс не отличается от трансабдоминального метода. Трансректальное УЗИ (ТРУЗИ) делают через прямую кишку. Его обычно назначают при обследовании простаты, мочевого пузыря. На ректальный датчик надевают презерватив и вводят его примерно на 6 см в прямую кишку. Так как датчик имеет небольшой диаметр, болезненных ощущений не возникает. В некоторых случаях, например, когда нужно оценить количество остаточной мочи, врач может попросить пациента опорожнить мочевой пузырь, после чего процедуру повторяют. От точности и своевременности диагностики зависит успех лечения. Не экономьте на исследованиях.